Институт ПрЭСТО предлагает к распространению наработанную в опыте концепцию и технологию построения пространства открытого проектирования в образовательной системе.

В течение нескольких лет, а именно с 2009 года, специалистами Института ПрЭСТО в рамках образовательных интенсивов разрабатывалась технология инициации, поддержки и сопровождения проектов, выражающих инициативы детей в свободном пространстве, где они получали опыт и навыки проектной деятельности, опираясь исключительно на собственный интерес. В результате были сформированы принципы, техники и приемы построения пространства для проявления детской инициативы через проекты. Наработанный в интенсивах опыт был использован в ряде школ города Перми в формате проектных офисов.

В рамках проекта 2020 года Институт ПрЭСТО предлагал заинтересованным представителям школ, учреждений дополнительного образования, муниципальных образовательных систем в деятельностном режиме обучиться, опробовать на практике, разработать на полученной основе собственную модель проектного пространства и реализовать ее до появления прецедентов детской проектной активности.

ПРОБЛЕМАТИКА

Во многом развитию проектной самостоятельности и свободы препятствует сложившаяся до настоящего времени система организации и управления детской проектной активностью.

В большинстве общеобразовательных учреждений проектная деятельность учащихся реализуется по традиционной схеме: зачастую направленность и номенклатура проектов задаются взрослыми.

А учащиеся в уже заданных рамках разрабатывают и защищают проект: предметный (по биологии, истории и т.п.), социальный (волонтерская помощь, благоустройство и т.д.) или досуговый («День самоуправления» и т.п.).

То есть детский проект является реакцией на активность педагогов, организаторов, администрации. Значительную часть школьной жизни молодой человек делает то, что положено и нужно кому-то. В его повседневной образовательной реальности крайне мало «пустых мест», в которых он может и умеет проявить себя, реализовать свои идеи, разработать и осуществить свой собственный проект.

Развитие проектной активности сдерживается так же неверием в собственные силы, убеждением в том: «что ничто нельзя изменять изменить».

ПОЧЕМУ ЭТО АКТУАЛЬНО

Проектная компетентность является одним из важнейших метапредметных результатов, достижение которых провозглашается в стандартах общего образования. Слабое развитие гражданской самостоятельности, инициативности, неумение разрабатывать и воплощать собственные идеи с опорой на себя и ближайшее окружение – характерное состояние большинства молодых людей современного общества. Это при том, что способность личности к самостоятельному проектированию, не обусловленному внешними стимулами, начинает играть ключевую роль.

Предпринимательство, стартапы, любые формы самоуправления становятся возможными, если человек по собственной воле разрабатывает, предъявляет и реализует свои идеи, проявляя способность к свободному самостоятельному проектированию. Важно научить детей технологии проектирования, т.е. сформировать навыки самостоятельного действия, собственной активности и предоставить опыт реализации своих собственных идей в окружающей их социальной реальности.

ТЕХНОЛОГИЯ СВОБОДНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Мы считаем, что в современной ситуации технология свободного проектирования есть важнейший ресурс развития современного образования. Она перестает быть «локальной педагогической (тьюторской) технологией» и становится локомотивом развития процессов самообразования, саморазвития.

Необходимо строить новое образование, которое надстраивается над неадаптивной активностью детей, стимулирует их проекты и замыслы в зоне ближайшего развития, включает энергию субъектности как основной двигатель образования и самообразования.

Основная идея фестиваля — поиск путей выхода из той уникальной ситуации, в которой оказались мы все – и учителя, и родители, и тьюторы, и, разумеется, дети. Иными словами, мы «направляем» проектную активность взрослых и детей на креативные идеи, связанные с преодолением последствий кризиса, с новыми подходами к организации досуга, самообразования, учебы, коммуникации и других форм жизнедеятельности. На Фестиваль мы приглашаем  всех тех, кому интересно свободное проектирование в новых реалиях. 

МАТЕРИАЛЫ ПРОЕКТА
2020 ГОДА

Image

Материалы доступны только участникам

1

"О проекте" Продолжительность видео - 16 минут

2

"Описание концептуальных положений Технологии свободного проектирования". Продолжительность видео - 36 минут

3

Текстовая версия концепции Технологии свободного проектирования

4

Вебинар "Концепция Технологии свободного проектирования". Продолжительность видео - 1 час 14 минут

5

Текст с описанием Технологии свободного проектирования

6

Кейсы по технологии свободного проектирования. Продолжительность видео - 8 минут

7

Методологический семинар "Свободное проектирование в образовании. Выход из вынужденной рефлексивной паузы." Продолжительность видео - 1 час 49 минут